Марафон техник арт-терапии

семейная арт-терапияТехники семейной арт-терапии от Х.Ландгартен

Одним из достижений X. Ландгартен является разработка оригинальной диагностической процедуры. Ее применение требует наличия таких изобразительных средств, как фломастеры, белая и цветная бумага, клей. Хотя процедура внешне напоминает игру, она обеспечивает всестороннюю оценку взаимоотношений и поведения членов семьи. Процедура связана с выполнением членами семьи следующих трех заданий.

1. Создание совместной изобразительной работы подгруппами в отсутствие словесного контакта. Вначале члены семьи должны сформировать две подгруппы, а затем каждая из них создает рисунок на отдельном листе бумаги. Каждый член семьи должен выбрать мелок определенного цвета, которым он пользуется на протяжении всего процесса работы. Этим мелком больше никто пользоваться не может. В процессе совместной работы члены семьи не могут разговаривать, но могут общаться с помощью жестов и знаков. Когда подгруппы почувствуют, что рисунок создан, они должны подать сигнал. Затем они переходит к представлению своего рисунка и обмену впечатлениями. Кроме того, каждая подгруппа должна дать работе название.

2. Создание совместной изобразительной работы всей семьей в отсутствие словесного контакта. Задание аналогично предыдущему, но отличается от него тем, что совместный рисунок создается на одном листе бумаги всеми членами семьи. После того как рисунок будет создан, члены семьи переходит к его обсуждению и выбору для него названия.

3. Создание совместной изобразительной работы всей семьей с возможностью словесного контакта. Члены семьи могут разговаривать друг с другом и свободно выбирать любые изобразительные материалы. Работая совместно, они должны создать рисунок или пластическую композицию. При этом каждый берет фломастер или пластилин одного цвета, которым другие пользоваться не могут.
Данная диагностическая процедура позволяет выявить и оценим, семейные альянсы (коалиции) и вклад каждого члена семьи в создашь совместного рисунка. Ландгартен выделила 17 признаков, которые учитываются при оценке семейного взаимодействия и связаны с ответами специалиста на следующие вопросы.

1. Кто первым стал рисовать, что этому предшествовало?

2. В каком порядке работали остальные члены семьи?

3. Чьи идеи находили поддержку, а чьи — нет?

4. Какова была степень вовлеченности в работу у разных членов семьи?

5. Кто работал на ограниченном пространстве общего рисунка, то есть в основном на своей территории, а кто вторгался на территории других, рисовал на всем пространстве?

6. Кто пытался «вытеснить» других, например рисуя поверх их рисунков?

7. Кто стремился помочь другим, проявлял инициативу в налаживании сотрудничества и взаимодействия, а кто избегал контактов и работал обособленно?

8. Работали ли члены семьи по очереди или одновременно, формировали ли они подгруппы?

9. Если в процессе работы происходили изменения общего характера изображения, то с чьими инициативами это было связано?

10. Где располагаются изображения, создаваемые разными членами семьи (в центре, в углах, по всему пространству и т. д.)?

11. Сколько места занимают изображения, созданные разными членами семьи?

12. Какова символическая нагрузка изображений, созданных разными членами семьи?

13. Кто проявлял независимость, а кто был зависим от других?

14. Кто проявлял инициативу? Кто следовал за инициативой других?

15. Возникали ли в процессе работы конфликты и как они решались?

16. Какие эмоции были проявлены в ходе работы?

17. Носило ли взаимодействие членов семьи в процессе работы хаотичный или организованный характер; насколько была проявлена тенденция к индивидуализму?

Во время сеансов, по мнению X. Ландгартен, арт-терапевт по возможности должен также комментировать положительные аспекты семейных отношений, а именно: — проявленное в процессе создания семейного рисунка стремление к сотрудничеству; — уважение позиции другого; — адекватное проявление лидерских тенденций; — использование эффективных стратегий преодоления сложных ситуаций; — проявление чувства юмора; — внимание друг к другу; — сопереживание.

Во время сеансов, по мнению X. Ландгартен, арт-терапевт по возможности должен также комментировать положительные аспекты семейных отношений, а именно: — проявленное в процессе создания семейного рисунка стремление к сотрудничеству; — уважение позиции другого; — адекватное проявление лидерских тенденций; — использование эффективных стратегий преодоления сложных ситуаций; — проявление чувства юмора; — внимание друг к другу; — сопереживание.

Знаменитые арт-терапевты. Эдвард Адамсон

Эдвард АдамсонХудожник Эдвард Адамсон (1911-1996) Адамсон создал открытые арт-студии, куда пациенты могли приходить и заниматься творчеством. Он продолжал работать в одиночку с сотнями людей в течение 35-и лет. Он и его партнер и соратник, Джон Тимлин  опубликовали книгу «Искусство как исцеление» в 1984 году, где продвигал идею свободного выражения, т.е. возможность дать людям  прийти, взять краску и писать или лепить без комментариев или суждений. Он ненавидел психологическую интерпретацию, которую считал собственными проекциями терапевта на работу. Его стиль работы был назван  «невмешательство».

За время работы Э. Адамсон собрал большую коллекцию работ душевнобольных.  Художник считал, что его собрание привлечёт внимание к проблемам психически больных людей и поможет лучше понять природу подобных заболеваний,

И хотя Э. Адамсон стал руководителем Британской Ассоциации Арт-терапевтов, и принимал участие в создании  первой обучающей программы по арт-терапии, его идеи критиковались современниками и не пользуются популярностью в наши дни.

Примерно в то же время, как Хилл и Адамсон, Маргарет Наумбург, психолог в США, также начала использовать термин  “арт-терапия”, чтобы описать свою работу. Модель её арт-терапии основана на следующем методе: выплеск бессознательного посредством спонтанного творчества. Он тесно связан с психоаналитической теорией.

Марафон техник арт-терапии

рисование чувствЗапрос №2 Страх, тревога

Работа со страхом интересная и разноплановая. Данная техника работает с конкретными страхами. Когда человек осознает чего конкретно он боится. Эта техника не работает с беспричинными, необъяснимыми и беспредметными страхами. В таких случаях лучше начинать работу с чувством безопасности.

Техника «Рисование страха». Рисование чувств базовая техника арт-терапии. Но тем не менее, очень эффективная.

Инструкция: Нарисуйте ваш страх.

Материалы: бумага формата А4, акварель, кисточки

Анализ рисунка: Что вы чувствуете когда смотрите на рисунок? Как изменилось чувство страха? Что на этом рисунке действительно страшно, а что нет? Как вы можете позаботиться о себе, когда вам страшно?

Знаменитые арт-терапевты. Адриан Хилл

АдрианХиллСегодня хочу стартовать рубрику о знаменитых арт-терапевтах. Мне всегда интересно с чего все начинается и как зарождаются психотерапевтические методы.
Адриан Хилл
Адриан Хилл (1895-1977) был британским художником и первоткрывателем Арт-терапии. Он изучал живопись в школе искусств Св. Иоанна, в Королевском колледже искусств. Во время Первой мировой войны он был назначен официальным художником войны и многие из его картин и эскизов Западного фронта в настоящее время в коллекции Имперского военного музея. После войны он занялся живописью профессионально, а также преподавал в школе искусств Hornsey и Вестминстерской школе искусств. Он написал много книг — бестселлеров о живописи и графике, а в 1950-х и начале 1960-х годов представлены телевизионные программы BBC для детей под названием ‘SketchClub. Его собственное творчество сочетает в себе элементы импрессионизма и сюрреализма, а также более традиционных представлений.
В 1938 году, во время лечения от туберкулеза в санатории Мидхарст, рисуя близлежащие объекты, Адриан Хилл обнаружил, что рисунок помогает его выздоровлению. В следующем году терапия была введена в санаторий, и он был приглашен преподавать рисунок и живопись с другими пациентами, многие из которых раненые солдаты, вернувшиеся с войны. Хилл обнаружил, что практика искусства не только помогает пациентам отвлечься от их болезни или травмы, но и помогает освободить их от психического расстройства, выражая свою тревогу и сцены, свидетелями которых они были на войне, с помощью рисунка. В 1942 году Хилл впервые использовал термин арт-терапия и в 1945 году опубликовал свои идеи в художественной книге «Искусство против болезней». Позже он стал президентом Британской ассоциации арт-терапевтов.

Марафон техник арт-терапии

арттерапияЧем больше я работаю с помощью арт-терапии, тем больше понимаю насколько глубокое это направление. Кроме эмоций и творческого вдохновения открывается простор для самоанализа и раскрытия ресурсов. Психологами наработаны множество интересных техник и методик. Я хочу поделится с вами теми техниками, которыми пользуюсь сама в работе с конкретными запросами. Поэтому начинаю марафон арт-терапевтических техник. Вас ждут посты, в которых я буду рассказывать об одном запросе из практики (в очень общих чертах) и технике арт-терапии, которая в этом случае применялась. Надеюсь, что это будет для вас интересным.

Запрос № 1 ПТСР

Пост-травматическое стрессовое расстройство переживается достаточно болезнено. Потому что основными симптомами расстройтсва являются нарушения сна, приступы тревоги и страха, панические атаки. Человек ощущает себя разобранным, части опыта не складываются друг с другом. Часто присутствуют глубокие внутренние конфликты. На начальном этапе наиболее эффективным, по моему мнению, является работа по интеграции опыта телесных ощущений. Для этих целей хорошо работает техника «Рисования дыхания».

Техника «Рисование дыхания» (источник А.И. Копытин «Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса» М Когито-центр 2014)

Психическая травма негативно влияет на процесс дыхания, может приводить к временным или более устойчивым функциональным нарушениям дыхания (учащение, поверхностность либо неравномерность). Такие нарушения дыхания способствуют усилению эмоциональных проявлений травматического стресса в виде повышенной тревожности и страха. Обращая внимание на дыхание и делая его более глубоким и равномерным, можно повысить его качество, тем самым научиться снимать эмоциональные проявления травматического стресса и достичь физического комфорта. Это также поможет нейтрализовать неприятные мысли и воспоминания, связанные с любыми неприятными ситуациями. Использование простых изобразительных приемов в сочетании с равномерным и глубоким дыханием позволяет еще больше повысить контроль над физическим и эмоциональным состоянием.

Рекомендуемое время на выполнение упражнения (включая описание и анализ): 45–60 минут.

Материалы: бумага для рисования формата А4 и А3, масляная пастель черного цвета.

Инструкция

Подготовка

Необходимо сесть удобно на стуле, чтобы спина была прямая и стопы равномерно прилегали к полу. Обрате внимание на дыхание: насколько оно поверхностное или глубокое; каков ритм дыхания – частый, редкий, средний. Почувствуйте движения грудной клетки, связанные с вдохом и выдохом. Насколько ваше дыхание равномерное?

Основная часть

1. Начните рисовать черной масляной пастелью разные линии на листе А3. Линии могут быть короткими или длинными, тонкими или толстыми, прямыми или извилистыми. Попробуйте разную степень нажима. Можете ставить пунктирные линии и точки.

2. Сфокусируйтесь на дыхании. При каждом вдохе и выдохе представляйте их мысленно в виде линий и затем начните изображать эти линии на листе А4. Можете использовать разные виды линий, которые вы исследовали на предыдущем этапе. Продолжайте делать это в течение примерно пяти минут. Если вы чувствуете себя достаточно комфортно, можете закрыть глаза и рисовать с закрытыми глазами.

3. Измените характер дыхания, стараясь сделать его несколько более редким и глубоким. Используйте в процессе дыхания живот, почувствуйте движения брюшной стенки по мере

углубления дыхания. Продолжая дышать более глубоко, можете мысленно произносить: «Я вдыхаю покой. Я выдыхаю напряжение», «Покой приходит. Напряжение уходит».

4. Возьмите другой лист бумаги А4 и в течение пяти минут сопровождайте глубокое дыхание изображением линий, соответствующих его изменившемуся характеру. Если вы чувствуете себя достаточно комфортно, можете закрыть глаза и рисовать с закрытыми глазами.

Описание и самоанализ

1. Опишите особенности линий, которые вы нарисовали

2. Опишите различия и сходства, которые вы обнаружили, сравнивая линии на двух листах. Обратите внимание не только на особенности самих линий, но и то, как они располагаются

на листе бумаги.

3. Обозначьте, как линии могут отражать разный уровень внутреннего напряжения.

4. Удалось ли вам произвольно изменить характер дыхания и повлиять на свое состояние?

Примечание: В дальнейшем вы можете пользоваться данным упражнением, произвольно меняя характер дыхания и влияя на свое состояние, снижая уровень внутреннего напряжения. Постепенно вы сможете усовершенствовать навык контроля над дыханием и психической саморегуляции.

Агрессия в сновидениях

4Метафоры в сновидениях

Агрессия во сне

Вы бежите со всех ног от скрытого мраком чудовища или застыли в укромном уголке, слушая тяжелые шаги монстра… Вы падаете в глубокую яму, и там в темноте кто-то рычит…. Вы резко просыпаетесь в безопасности и не понимаете что это было. И действительно не понятно… Ведь так легко потеряться в череде зеркальных отражений внутреннего конфликта. Кто есть кто? Тот ли агрессор, кто идет к трепещущей жертве? Или тот, кто вырастил это чудовище? Или тот, кто был жесток к себе настолько, что превратил свои потребности, желания и чувства в чудовищ? Чьи глаза у этого монстра? Сколько ему лет? И какой путь он прошел чтобы прийти тяжелыми шагами в поисках ответа к своему мучителю? Это война, в которой нет победителей, если не будет милосердия. Конфликт силы и власти прекращается, если придет сострадание.

МК «Время снов»

ловец сновВремя снов — это время, когда вы позволяете себе услышать внутреннюю музыку образов и картин, когда вы с наслаждением обнаруживаете в себе универсального помощника и внутреннего гения, единственная задача которого — это помочь вам быть собой.

На мастер-классе вы создадите оберег ловец снов. Вы создадите его, согласуясь с внутренними ощущениями и целями. После создания ловца, вы сможете расшифровать одно из своих самых загадочных сновидений. С помощью психологии вы отыщите дорогу, ведущую к значению сна.

На МК вы дадите себе возможность услышать себя через сновидения, найти ту тонкую нить, связывающую реальность дня и ночи. Сон поможет увидеть разницу между истиной и ложью, между тем, что действительно важно для вас и тем, что не представляет ценности. Расшифровка сновидений напоминает прислушивание к жизни в диком лесу. Если вы будете достаточно уважительными к сновидениям, они приведут вас к сокровищнице внутренних знаний о себе и мире. Они приведут вас к себе.

Итак, несколько причин посетить мой МК:

  1. Вы создадите уникальный оберег «Ловец снов»

  2. Создавая ловец, вы сделаете его уникальным, соответсвующим вашим намерениям и желаниям.

  3. Вы сможете расшифровать значение любого сновидения (это могут быть любые сновидения — кошмары, повторяющиеся сны, образные — все, которые имеют для вас значение)

Для регистрации позвоните по телефону 097-131-69-88 (Кира) или заполните форму для регистрации. Стоимость участия 200 грн.

Жду вас 31.03.2018 в 11.00 по адресу ул.Шатилова Дача, 4 офис 603

Марионетка и психология

марионеткаКуклы-марионетки имеют глубокие корни в истории человечества. Но эти корни не осознанные. Несмотря на то, что куклы-марионетки были участниками языческих мистерий, а примитивные куклы являются обязательными атрибутами ранней культуры, найдется не так много исторических источников, подробно рассказывающих о происхождении марионеток. Это связано в первую очередь с тем, что кукла всегда является обыденным элементом человеческой жизни, а кукольное искусство очень долгое время было народным. Хотя марионетка была участником католических представлений а свое название берет от итальянского Marion, что обозначало куклу-марионетку, изображающую Деву Марию, ее отношения с церковью были очень непростые. Из-за того, что кукольный театр был близок к народу и темы были народные, высмеивающие церковь и государство — талантливых кукольников ожидала инквизиция.

У кукольников свои отношения с куклами. Особенные и непростые. Кукольники зачастую в обществе бывали изгоями и никому не рассказывали секреты своего мастерства, а только передавали их по наследству. Иногда отждествление актера с куклой-персонажем было настолько сильным, что актер повторял судьбу куклы или особенности ее внешности. «В кукольном театре актер-кукольник в течение целого года — спектакль шел с аншлагом — играл храмого беса Лесажа. Прошел год, как спектакль снят с афиш театра, а актер — кстати, очень молодой мужчина — хромает до сих пор, безуспешно пытаясь вылечить ногу.» [1]

Создание марионетки и игра с ней дает огромную возможность для познания человека. Ведь когда кукольник играет роль на сцене — видно, что это кукла, что она состоит из простых материаллов, связанных механизмами, но при этом всем — существует ощущение, что она живая. И эта живость куклы дает нам ключ к пониманию собственной жизни. Ключ к пониманию души и духа. Ведь мы тоже хорошо понимаем, что состоим из костей, мышц и др., но что нами движет, почему мы живые? Что это — энергия, дух или душа? Когда кукла, сделаная целиком из искусственного материала оживает, становится очевидным, что ее оживание связано с чем-то человеческим, что делает ее живой. И это человеческое влияние на куклу становится очевидным, плотным настолько, что кажется эту живость можно потрогать. Поэтому марионетки и куклы так завораживают и одновременно пугают.

Границы познания человека благодаря кукле значительно расширяются. Кукла, как модель человека, может быть поставлена в любые условия. Кукла может воплотить в себе гиперболизированные, измененные свойства человеческой психики, тем самым дать возможность рассмотреть их поближе и в разных условиях. Научная лаборатория получается. И, тем не менее, куклы, марионетки — особый вид искусства, искусства на грани познания. Где все сразу может казаться простым, понятным. Но это лишь на первый взгляд. Затем появляется ощущение мистического, непонятного, пугающего и привлекательного и куклы словно становятся живыми.

Как и любой вид творчества, марионетка обладает уникальным свойством метафорически воплощать реальность человека в форму. С точки зрения арт-терапии, марионетка, как метод работы имеет следующие преимущества:

1 — марионетка из-за своей долгой культурной жизни, способствует погружению в индивидуальное и коллективное бессознательное, в котором всегда есть ключ к решению актуальных вопросов;

2 — являясь произведением автора, она автоматически становится воплощением актуальной проблематики и может многое пояснить о состоянии человека;

3 — сам процесс создания марионетки дает возможность человеку пережить состояние креативного подхода к существующей проблеме. Кукла является живым напоминанием, что существуют множество вариантов решения одной и той же задачи;

4 — создание марионетки содержит в себе огромный рсурс трансформации, ведь все в наших руках и кукла может измениться в мгновении ока благодаря нашим усилиям.

Психолог может с помощью куклы — марионетки поднимать различные темы в жизни человека и я предлагаю рассмотреть некоторые из них.

Тема первая «Я создаю или меня создают?». Это тема управления собой и своей жизнью. Что движет мною? Чья сила заставляет меня выбирать из сотни вариантов один? Жизнь управляет мною или я управляю жизнью? Марионетка — это всего лишь кукла, которой мы управляем, но кто управляет нами в этот момент? Какие силы скрывает наше тело и разум? И что мы можем понять о них?

Вторая тема «Свобода выбора». Насколько мы свободны или связаны невидимыми нитями обязательств, отношений, убеждений? Насколько свободен наш выбор? Этим вопросам уже много лет, их задают психологи, философы и люди искусства. Этим словам Персия Флавия, автора Сатир уже две тысячи лет «Ты свободен? Откуда у тебя это убеждение, у тебя, который связан столькими путами? Правда, горькая участь раба не тяготит тебя; ничто внешнее не принуждает тебя двигаться подобно марионеткам; но если тобою владеют страсти и инстинкты, находящиеся в тебе самом, то о какой же свободе говоришь ты?»

Третья тема «Тело». Сейчас об устройстве тела мы знаем очень многое из науки. Но первыми, кто в истории человечества задавлся вопросами об устройстве тела — были люди искусства и религии. Первые куклы изображали то, что человек мог видеть — это были куклы-руки или куклы-ноги. Древние куклы не сохраняли пропорции и были далеки от реального человеческого тела. То, что человек научился создавать собственное подобие — огромный шаг навстречу к познанию. Но каждое тело уникально и, уже довольно много зная о теле, мы все ще находимся в состоянии того древнего человека, когда касаемся собственного тела.

Тема четвертая «Я и не-Я». Есть качества и характеристики, которые мы себе присваиваем, есть роли и маски, которые способны выразить то, чем мы являемся. Но существует то, что вы себе никогда не присвоите и никогда не скажете, что это то, что к вам относится. Это вечный вопрос «Кто Я? и где граница, которая отделяет меня и не-меня». Создавая куклу, можно выйти за грань того, что нам известно о себе, и тем самым присвоить себе новые качества и свойства.

1. Колошина Т.Ю. «Марионетки в психотерапии»

Что делать, если вы чувствуете острый комок в горле?

комокЧто делать, если вы чувствуете острый комок в горле?

Ощущение комка в горле частый признак того, что вы сейчас столкнулись с какой-то очень эмоциональной темой для вас. Если вы хотите по какой-то причине «сохранить лицо», «не показаться слабой или слабым», то ваши слезы не появятся, а значит эмоциональная разрядка не наступит. Если вы чувствуете острый комок в горле, скорее всего вы сильно сдерживаете плач или крик, и таким образом не даете своему телу естественно выразить грусть или гнев. В дальнейшем это может привести к хроническому напряжению мышц шеи, а со временем это может привести к головным болям. Чтобы этого не происходило, предлагаю вам несколько нехитрых рецептов как с этим справится.

Рецепт 1 Самый простой и сложный одновременно – поплакать в компании подруги или друга. Если все же хочется плач блокировать, то хотя бы признаться другу в том, что у вас есть какие-то проблемы и что вам очень и очень грустно.

Рецепт 2 Телесные упражнения – попробуйте произвольно «похныкать» и воспроизвести звуки плача, дать голос своим переживаниям, позвольте своему телу делать вздрагивания плечами, ощутите свободу и расслабленность в мышцах после нескольких минут выполнения этого упражнения.

Рецепт 3 попробуйте положить руку на то место, где вы чувствуете комок. Подышите в это место несколько минут. Почувствуйте, что происходит с вами в этом момент. Что вы чувствуете? Какие мысли приходят в голову? Что вы ощущаете?

Эти небольшие рецепты помогут вам обрести связь со своими чувствами и найти приемлемый для вас способ выражать их. Можно делать все три сразу)