Миф о грехопадении. Влияние христианской морали на психическое здоровье.

018Если честно, до конца не понимаю, зачем я пишу этот материал. Во мне столько недоумения поднимается, когда я читаю о том, как трактуют писание православные священники и богословы. Иногда, я понимаю, что религиозное мировоззрение, созданное на трактовках писания, далеко не способствует психическому здоровью, а наоборот – все делает для того, чтобы усугубить невротические конфликты. Я с глубоким уважением отношусь к верующим людям. И в этой статье не обсуждаются вопросы веры, не обсуждается само писание. Я хочу обсудить миф о великом грехопадении, о катастрофе «всекосмического масштаба» [1] — миф об Адаме и Еве.

Этот миф всем известен, как известно и то, что змей – искуситель является прообразом дьявола, Адам и Ева – люди, обрекшие все человечество на муки и страдания, но так ли это? Действительно ли это написано в самом писании? Сейчас для сравнения я приведу несколько цитат из писания и то, как их трактует кандидат богословия, преподаватель духовной семинарии П.Е.Михальцын.

«И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3,4-5)

Вроде бы все понятно, змей рассказал Еве о том, что они не умрут, если попробуют плоды из древа познания, и это действительно так, согласно мифу, они не умерли. Но как это трактует и оценивает П.Е.Михальцын :

«…они физически продолжили свое существование. Но в том, то и дело, что только физически. Грех, как нарушение божественной заповеди, разорвал их союз (какой союз?) с Творцом, а значит и убил духовно» [1]

«И увидела жена, что древо хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому, что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала так же мужу своему, и он ел» (Быт. 3,6)

Опять же, ничего страшного не произошло. Ева действительно увидела, что древо дает знание и съела его плоды, затем угостив мужа. Символически Ева принесла человечеству дар познания, что есть добро, а что зло. Возможно даже, что в этом мифе описывается процесс появления самосознания. Но выводы богословов достаточно категоричны:

«О, это пресловутое знание, к которому спокон веков стремится человечество! Вот «достойные» плоды познания вне послушания воли Божией! Это была поистине катастрофа: человек отпал от Бога» [1] Далее следуют еще более смелые выводы и заявления «Можно сказать, что вся история человечества – это цепь несчастий, болезней и скорбей. И начало этой цепочки – в Эдеме, с момента непослушания человека»

Больше всего меня поражают следующие выводы, основанные на одной строчке писания «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой» (Быт. 3, 16)

«Чувства так же изменились у человека в результате грехопадения. До грехопадения, они были чисты и непорочны, после греха приобрели извращенное сладострастное направление. В результате грехопадения чистая и непорочная любовь людей отошла на задний план, и стало доминировать эгоистичное чувственное влечение»
Еще можно привести множество таких примеров. В самом мифе поведение обоих просто вызывает гнев Божий, и Бог наказывает Адама и Еву тем, что Адам (как и все мужчины) в труде должен добывать свой хлеб, а Ева (как и все женщины) в муках рожать детей. Казалось бы, наказание должно закончиться. Но, из-за того, что миф был трактован однобоко, образ Евы стал олицетворять грехопадение, ее поведение осуждалось и использовалось для демонстрации того, как делать категорически нельзя. «Первой, кто отважился сорвать плод с древа познания, была женщина. Ее звали Ева. Это имя запечатлелось в памяти человечества, как никакое другое. Познание повлекло за собой переоценку ценностей – и обесценивание женщины. Она олицетворяла грех».[2]

Согласно мифу, Ева – первая мать всего человечества. И она, согласно, богословам, порочна и грешна. Обесценивание культа Первоматери ведет за собой обесценивание женщины в целом.
С этого начинается полное обесценивание влечений человеческого тела. Одной из самых сильнейших влечений – это сексуальное, и оно в православной традиции подвергается самому большому гонению и обесцениванию. Мало того, все поколения после Адама и Евы несут вину и ответственность за первородный грех. Православная мораль любого верующего наделят виной за то, что он не совершал и исправить не может. Даже само зачатие новой жизни порочно и грешно.

Один из отцов церкви, Августин говорит: «Худшая кара за грехопадение – желание. Половое влечение, как и акт зачатия, всегда порочно, оно никогда не свободно от греха». Дева Мария совершила чудо «непорочного» зачатия. Для меня удивителен тот факт, что простое зачатие и зарождение новой жизни грешно.
Еще одним интересным фактом является то, что страж Божий – это величайшая добродетель. «Благоговение к беспредельной святости Божьей, опасение оскорбить Господа нарушением Его святой воли, боязнь потерять любовь Бога» [3]

Как такие моральные основы могут сказаться на психическом здоровье? Естественно, отрицание и подавление сексуальности влечет за собой появление внутренних конфликтов, которые православное мировоззрение предлагает «решать» путем страха Божьего. Естественное телесное существование человека тоже грешно и не правильно – страх перед телом и его жизнью лишь усугубляет диссоциацию телесного и душевного, ведет к появлению тревоги и страха. Страх наказания – один из самых не эффективных способов регуляции поведения человека. Тем более, что он еще и разрушителен. У меня вызывает недоумение, что все эти православные догмы и правила имеют мало общего с самим писанием, но категоричны и однобоки.

С уважением, Кира Долбня
Список литературы:
1. Азбука православия. П.Е.Михальцын, клуб семейного досуга Х 2013
2. Е. Вардиман «Женщина в древнем мире» М «Наука» 1990
3. Православные традиции и обряды. Т.М. Панасенко Х Фолио, 2013

Добавить комментарий