Марафон техник арт-терапии

семейная арт-терапияТехники семейной арт-терапии от Х.Ландгартен

Одним из достижений X. Ландгартен является разработка оригинальной диагностической процедуры. Ее применение требует наличия таких изобразительных средств, как фломастеры, белая и цветная бумага, клей. Хотя процедура внешне напоминает игру, она обеспечивает всестороннюю оценку взаимоотношений и поведения членов семьи. Процедура связана с выполнением членами семьи следующих трех заданий.

1. Создание совместной изобразительной работы подгруппами в отсутствие словесного контакта. Вначале члены семьи должны сформировать две подгруппы, а затем каждая из них создает рисунок на отдельном листе бумаги. Каждый член семьи должен выбрать мелок определенного цвета, которым он пользуется на протяжении всего процесса работы. Этим мелком больше никто пользоваться не может. В процессе совместной работы члены семьи не могут разговаривать, но могут общаться с помощью жестов и знаков. Когда подгруппы почувствуют, что рисунок создан, они должны подать сигнал. Затем они переходит к представлению своего рисунка и обмену впечатлениями. Кроме того, каждая подгруппа должна дать работе название.

2. Создание совместной изобразительной работы всей семьей в отсутствие словесного контакта. Задание аналогично предыдущему, но отличается от него тем, что совместный рисунок создается на одном листе бумаги всеми членами семьи. После того как рисунок будет создан, члены семьи переходит к его обсуждению и выбору для него названия.

3. Создание совместной изобразительной работы всей семьей с возможностью словесного контакта. Члены семьи могут разговаривать друг с другом и свободно выбирать любые изобразительные материалы. Работая совместно, они должны создать рисунок или пластическую композицию. При этом каждый берет фломастер или пластилин одного цвета, которым другие пользоваться не могут.
Данная диагностическая процедура позволяет выявить и оценим, семейные альянсы (коалиции) и вклад каждого члена семьи в создашь совместного рисунка. Ландгартен выделила 17 признаков, которые учитываются при оценке семейного взаимодействия и связаны с ответами специалиста на следующие вопросы.

1. Кто первым стал рисовать, что этому предшествовало?

2. В каком порядке работали остальные члены семьи?

3. Чьи идеи находили поддержку, а чьи — нет?

4. Какова была степень вовлеченности в работу у разных членов семьи?

5. Кто работал на ограниченном пространстве общего рисунка, то есть в основном на своей территории, а кто вторгался на территории других, рисовал на всем пространстве?

6. Кто пытался «вытеснить» других, например рисуя поверх их рисунков?

7. Кто стремился помочь другим, проявлял инициативу в налаживании сотрудничества и взаимодействия, а кто избегал контактов и работал обособленно?

8. Работали ли члены семьи по очереди или одновременно, формировали ли они подгруппы?

9. Если в процессе работы происходили изменения общего характера изображения, то с чьими инициативами это было связано?

10. Где располагаются изображения, создаваемые разными членами семьи (в центре, в углах, по всему пространству и т. д.)?

11. Сколько места занимают изображения, созданные разными членами семьи?

12. Какова символическая нагрузка изображений, созданных разными членами семьи?

13. Кто проявлял независимость, а кто был зависим от других?

14. Кто проявлял инициативу? Кто следовал за инициативой других?

15. Возникали ли в процессе работы конфликты и как они решались?

16. Какие эмоции были проявлены в ходе работы?

17. Носило ли взаимодействие членов семьи в процессе работы хаотичный или организованный характер; насколько была проявлена тенденция к индивидуализму?

Во время сеансов, по мнению X. Ландгартен, арт-терапевт по возможности должен также комментировать положительные аспекты семейных отношений, а именно: — проявленное в процессе создания семейного рисунка стремление к сотрудничеству; — уважение позиции другого; — адекватное проявление лидерских тенденций; — использование эффективных стратегий преодоления сложных ситуаций; — проявление чувства юмора; — внимание друг к другу; — сопереживание.

Во время сеансов, по мнению X. Ландгартен, арт-терапевт по возможности должен также комментировать положительные аспекты семейных отношений, а именно: — проявленное в процессе создания семейного рисунка стремление к сотрудничеству; — уважение позиции другого; — адекватное проявление лидерских тенденций; — использование эффективных стратегий преодоления сложных ситуаций; — проявление чувства юмора; — внимание друг к другу; — сопереживание.

Добавить комментарий